anstor (anstor) wrote,
anstor
anstor

Categories:

Театральная педагогика

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ, МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА                 

 В процессах модернизации отечественного образования не всегда учитывается актуальность перехода от экстенсивного способа наращивания количества информации, загружаемой в образовательные программы, к поиску интенсивных  средств её организации, к перенастройке исходной педагогической матрицы, воспринимающей ученика как пассивное звено образовательной системы, а его родителей, семью – как заказчиков и потребителей образовательных услуг. Мы должны понимать, что сам асимметричный образовательный процесс невозможен без принятия одной стороной роли формирующего, а другой – формируемого.

В становлении новой образовательной парадигмы важную роль должны играть образцы целостных образовательных единиц нового типа. Речь идёт о складывании «живого» образования, основанного на мышлении и творчестве. Театральная педагогика предполагает такую систему взаимоотношений, где осознанность каждого действия выстраивается в атмосфере свободного эмоционального контакта, раскованности, взаимного доверия и приятия. Ученик здесь – не пассивный потребитель знаний, а полноправный участник творческого образовательного процесса.

Образцы театральной педагогики могут быть реализованы в форматах летнего оздоровительного лагеря, семейного театра, детского сада, общеобразовательной школы. Как показала наша трёхлетняя практика, искусство театра может быть органично вплетено в учебно-воспитательный процесс.

Результативность этой работы непредсказуемо высока, так как очень сложно предположить какой потенциал открывается в человеке, раскрепостившем свой психофизический аппарат, заговорившем «своим голосом», взглянувшем на мир без привычных «зажимов» и стереотипов восприятия. Нам известны случаи стремительных изменений качества сознания ученика при работе в новых методологических условиях. В 2008 году 11-летний мальчик за пять дней работы преодолел врождённый аутизм, впервые в жизни начал шутить и смеяться, принял участие в театральной постановке, приобрёл друзей, в том числе среди взрослых. В истории психологии и педагогии известно не так много подобных примеров.

Детство и юность нуждаются не только и не столько в модели театра как специфического вида искусства, сколько в модели мира и жизни. Осваивая, осознавая параметры этой модели, молодой человек способен наиболее полноценно выстраивать свой собственный образ, своё поведение и способ мышления.

Театральная педагогика – это не изобразительное искусство, не обучение актёрскому мастерству, прежде всего это исследование мира. Это воображение и творчество, игра и фантазия. Это именно то содержание, которое выхолащивается егэ-ориентированной системой обучения.

Многие известные авторы, ведущие педагогические и научно-исследовательские институты представляют интересующие нас материалы в области театрализации образовательного процесса (А.П.Ершова, В.М.Бухатов, Л.С.Выготский, Т.Н.Полякова и другие). Исследования показали, как меняется тип взаимодействия взрослого и ребёнка. Игра позволяет избежать авторитарного монологического принципа общения, рутинная учёба превращается в увлекательное исследование «предлагаемых обстоятельств». Для всех становится важен не только формальный результат, но и процесс постижения материала – процесс совместного творчества детей и взрослых.

 

Наработанные в профессиональном театре и, соответственно, в сфере профессионального театрального образования обучающие методики и тренинги могут и должны быть использованы в целях воспитания и всестороннего развития способностей человека. Речь идёт о комплексе взаимосвязанных способностей – в том числе – и о способности к социальной и профессиональной адаптации человека в нашем непростом и быстро меняющемся мире, в условиях глобализации общественной жизни.

Специфические театральные навыки, гибкость сознания дают возможность человеку успешно идентифицировать себя и других, осознать тот круг социальных ролей, которые соответствуют его миропониманию, расширить этот круг (социальное амплуа), легко переходить от одной «роли» к другой. Набившие оскомину темы российской толерантности и самоиндентичности имеют в театральной практике органичное решение. Принятие других возможно либо через растворение-ассимиляцию (в конечном счёте – исчезновение), либо посредством выстраивания своего пространства культуры и понимание-принятие иного основания как не менее содержательно значимого.

 

Самоопределение человека в жизни может происходить социально - в деятельности. Так вырастают беспринципные дельцы, умные пройдохи. Самоопределение в театре всегда предполагает самоопределение в культуре, где притязания деятельности ограничены принимаемыми ценностями и мировоззрением. Вхождение  детьми в тело родной и мировой культуры – фундаментальное условие формирование современного образованного человека. Мы воспитываем не просто успешных детей. Личный успех не строится на костях окружающих. Важная составляющая театральных тренингов – обучение эмоционально точному  взаимодействию с другими людьми. Собственная, пусть сколь угодно ярко выраженная индивидуальная жизненная позиция, собственные цели здесь всегда сопрягаются с позициями, целями и ценностями других участников.

Данная методология базируется на использовании «театральных технологий» разработанных в XX веке – К.С.Станиславским, В.Э.Мейерхольдом, Е.Б.Вахтанговым, М.А.Чеховым, Питером Бруком, Ежи Гротовским и другими выдающимися создателями театральных систем и сценических методологий.  Театральные технологии, используемые нами, понимаются как достаточно универсальные в процессах социальной адаптации, профессиональной ориентации и устойчивого развития личности.

 

Организационной основой проекта театральной педагогики является многоцелевая программа, которой, в частности, предполагается:

*              создание действующих образцов образовательных единиц;

*              обучение молодых педагогов, работающих с детьми в детских садах и школах;

*              создание «народного», семейного театра;

*              организация детских образовательных лагерей, театральных школ;

*              создание общеобразовательной школы, построенной на принципах и методологии театральной педагогики.

 

Потенциальным участникам проекта предлагается:

*              Пройти через цикл обучающих семинаров и тренингов;

*              Принять участие в конкурсном отборе и проекте. Опыт новой педагогики приобретается в результате непосредственного прямого участия с прохождением всех стадий – от замысла до реализации.

 

 

Актуальность настоящего проекта определяется рядом факторов общеполитического, культурного и социального развития России. Характерно отставание развития духовной сферы от темпов развития сферы материальной, осознание необходимости гуманизации образования.

В числе проблем образования в мире можно многие авторы выделяют всё усиливающиеся разрывы между:

*              ориентацией образования на передачу учащимся как можно большего объёма сведений и физической невозможностью осмысления и их усвоения;

*              культурно-национальной спецификой образовательных систем и экономической потребностью в единых стандартах мирового образования.

Подлинное национальное образование представляет собой основной способ установления диалога между культурами и сохранения мира на планете. В соответствии с положениями Комитета по делам ЮНЕСКО в ХХI веке стратегия образования направлена на развитие наций; образование – путь к осознанию уникальности и единства человечества.

Полагаем, образование постепенно становится ведущим каналом развития постинформационного общества. Наша задача – взрастить первые ростки  образования будущего, получить эффективно работающие образцы новой педагогики.

 

В группу разработчиков и «держателей» данной методологии входят педагоги и специалисты в области театра (г. Санкт-Петербург). Это режиссёры-постановщики, опытные педагоги, специалисты в области психологии творчества. Помимо меня руководит этой работой заслуженный артист России Ю.П.Цыбульский.

Tags: образование, педагогика, педагогика сотрудничества, проект, театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments